Контейнерный бизнес в россии состояние и перспективы генеральный. Масс-медиа Контейнерный бизнес

Миссия ПАО «ТрансКонтейнер» - эффективно содействовать бизнесу клиентов: быстро, надежно и комплексно решая их задачи по логистике и доставке грузов в контейнерах.

Контейнерный бизнес сегодня является одним из наиболее современных и технологичных сегментов рынка грузовых перевозок. Общество видит свою миссию в том, чтобы его деятельность создавала дополнительную стоимость для всех участников логистической цепочки, делая контейнерные перевозки надежнее, дешевле и доступнее для грузовладельцев и грузоотправителей. Это, в свою очередь, будет способствовать снижению транспортной составляющей в цене конечного продукта и тем самым повышению эффективности и конкурентоспособности российской экономики.

Стратегическая цель

Основной стратегической целью Компании является увеличение стоимости Компании за счет роста масштабов и эффективности развития бизнеса.

Создание дополнительной стоимости для клиентов и партнеров является ключевым условием достижения стратегической цели – обеспечения долгосрочного устойчивого роста стоимости для акционеров.

В качестве основных средств достижения стратегической цели Общество рассматривает:

рост объемов контейнерных перевозок за счет:

  • повышения качества клиентского сервиса,
  • упрощения и ускорения процесса перевозки,
  • расширения грузовой базы за счет выхода на новые рыночные сегменты,
  • конкурентного ценообразования;

снижение удельных операционных расходов за счет:

  • повышения производительности парка фитинговых платформ и контейнеров, сокращения порожних пробегов,
  • оптимизации сети контейнерных терминалов,
  • внедрения современных информационных технологий,
  • повышения производительности труда.

Целевая бизнес-модель

Вертикально-интегрированный транспортно-логистический холдинг, перевозчик контейнерных грузов и поставщик отдельных логистических услуг на территории Евразийского континента.

Общество обеспечивает соответствие своей миссии и достижение стратегической цели за счет развития вертикально-интегрированной бизнес-модели сетевого контейнерного оператора.

Бизнес-модель базируется на следующих конкурентных преимуществах Общества:

  • Общество развивает бизнес в сегменте контейнерных перевозок – наиболее динамичном сегменте транспортного рынка с высоким потенциалом роста;
  • сетевой охват бизнеса обеспечивается за счет оперирования крупнейшим на пространстве колеи 1520 парком фитинговых платформ и контейнеров, наличия сети железнодорожных контейнерных терминалов в России и Казахстане, развитой сети продаж и сервиса, включающей в себя 95 офисов продаж в России и присутствие в 29 странах Европы и Азии. Это позволяет обеспечивать доступность и надежность контейнерных перевозок для любых категорий клиентов, а также предлагать им максимально широкий спектр транспортно-логистических услуг в сфере контейнерных перевозок. Развитая сеть маршрутов также повышает потенциал оптимизации порожних пробегов и привлечения грузовой базы;
  • вертикальная интеграция ключевых транспортных активов – фитинговых платформ, контейнеров и железнодорожных контейнерных терминалов, позволяет повысить контроль качества исполнения заказа интермодальной перевозки, а также является существенным фактором повышения оборачиваемости парка подвижного состава.

Положения действующей Стратегии Компании

С учетом ожидаемого роста контейнерного рынка, при сохранении жесткой конкурентной среды, а также с учетом конкурентных преимуществ Компании и исходя из миссии, целевой бизнес-модели и стратегической цели ПАО «ТрансКонтейнер», предлагаются следующие стратегические инициативы по основным направлениям бизнеса.

Контейнерный бизнес в России: состояние и перспективы Генеральный директор ОАО «Транс. Контейнер» П. В. Баскаков МИИТ, ноябрь 2011

План лекции I. Контейнерный бизнес в мире II. Контейнерный бизнес в Евразии III. Контейнерный бизнес в России § Характеристика рынка § Фитинговая платформа § Основы технологии работы терминала § Кейс: «Инновационное контейнерное оборудование» § Программа «Транссиб за 7 суток» § Новый продукт: сшитые сервисы § Перевозочные документы IV. Реформа железнодорожного транспорта в России. Создание ОАО «Транс. Контейнер» V. Перспективы 1

План лекции I. Контейнерный бизнес в мире II. Контейнерный бизнес в Евразии III. Контейнерный бизнес в России § Характеристика рынка § Фитинговая платформа § Основы технологии работы терминала § Кейс: «Инновационное контейнерное оборудование» § Программа «Транссиб за 7 суток» § Новый продукт: сшитые сервисы § Перевозочные документы IV. Реформа железнодорожного транспорта в России. Создание ОАО «Транс. Контейнер» V. Перспективы 2

Появление контейнера – веление времени Изобретатель, первопроходец и лидер мультимодальной контейнерной революции Малькольм Мак. Лин осматривает контейнеры в порту ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) TEU (twenty foot equivalent unit) - условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости грузовых транспортных средств. Эквивалентна размерам ISO-контейнера длиной 20 футов (6, 1 м). Его изобретение В 1953 контейнеры были еще такими Инновация Малкома Маклина в 1956 году стала глобальной 3

Появление контейнера – веление времени Чем хорош контейнер? ИНТЕРМОДАЛЬНОСТЬ Автомобиль Железная дорога Море УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ Химические и минеральные Автомобили и комплектующие; Цветные металлы и изделия из них; удобрения; Черные металлы и изделия из них; Лесные грузы; Машины и станки; Неопасные химические грузы; Товары народного потребления; Любой неопасный паллетируемый груз можно перевозить в контейнере Бумага, включая целлюлозу; Метизы; Строительные грузы; Мировое разделение труда: Китай – мировая фабрика, Америка и Европа – центры разработок и маркетинга и крупнейшие рынки сбыта В результате возросла потребность в эффективной логистике 4

Объем перевозок по основным морским контейнерным линиям, млн. ДФЭ 20, 3 млн. TEU 5, 6 млн. TEU 2010 г. 2011 г. Транстихоокеанское 20, 3 21, 9 Страны ЮВА - Европа 17, 2 18, 7 Трансатлантическое 5, 6 6 Немагистральные маршруты Восток - Запад 16 17, 7 Север - Юг 23, 9 26, 3 Прочие 56, 8 62, 6 Итого: 140 153 12, 30% 9, 70% Направление Рост 17, 2 млн. TEU 5

Динамика мирового контейнерного флота и парка контейнеров в 2003 – 2012 гг. Среднегодовой прирост парка контейнеров +10, 4% Среднегодовой прирост вместимости флота +7, 6% Среднегодовой прирост флота +4, 2% 6

Объем перевозки контейнеров морским транспортом в 2004 -2011 гг. , млн. ДФЭ Динамика объемов перевалки на контейнерных терминалах мира Темп роста рынка очень высок и соответствует темпу роста ВВП Китая Средний годовой рост + 10% 7

Мировой контейнерный трафик в 2010 году Дальность 1’ 000 30’ 000 км Дальность 1’ 000 10’ 000 км Дальность 10 2’ 000 км 140 млн. ДФЭ США - 13, 1 млн. ДФЭ Европа -12, 5 млн. ДФЭ Китай -10 млн. ДФЭ Индия - 6, 4 млн. ДФЭ Канада - 5, 6 млн. ДФЭ РФ - 2, 3 млн. ДФЭ Страны Ближнего Востока - 1, 5 млн. ДФЭ Остальные - 15, 6 млн. ДФЭ Итого: 67 млн. ДФЭ 800 млн. ДФЭ (оценочно, с учетом автоподвоза) 8

Крупнейшие контейнерные порты мира Оборот портов Европы 100 млн. TEU Оборот портов Ю. Кореи 18 млн. TEU Оборот портов Северной Америки 65 млн. TEU Оборот портов Китая 161 млн. TEU Расположение крупнейших портов мира отражает направления основных контейнеропотоков: возникновение – Китай, ЮВА погашение – Европа и США Оборот портов Сигапура 36 млн. TEU 9

Объем железнодорожных контейнерных перевозок в 2010 году, млн. TEU По объему российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок занимает 6 -е место в мире 10

Объем перевалки контейнеров крупнейшими портами мира Место в рейтинге Порт Страна Объем перевалки в 2010, ДФЭ 1 Шанхай Китай 29 069 000 2 Сингапур 28 431 000 3 Гонконг Китай 23 699 000 4 Шеньжень Китай 22 510 000 5 Пусан Южная Корея 14 194 000 … ---- 9 Дубаи ОАЭ 11 600 000 10 Роттердам Нидерланды 10 080 000 … ---- 15 Гамбург Германия 7 909 000 16 Лос-Анджелес США 7 831 902 … ---- 64 Санкт-Петербург Россия 1 930 000 11

Два главных морских канала Панамский канал Шлюзовый канал. Расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама. Длина - 81, 6 км, в том числе 65, 2 км по суше и 16, 4 км по дну Панамской и Лимонской бухт. Суэцкий канал Судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Имеет длину в 163 километра, глубину 20 метров. Альтернативный аршрут м протяжённее на 8 тыс. км 12

Суда - контейнеровозы Увеличение размеров контейнеровозов – снижение удельной стоимости перевозки 1 TEU. За счет контейнеризации стоимость морской перевозки контейнеропригодных грузов снизилась с 10 -25% в 60 -х годах до 2% от стоимости товара в настоящее время. Handysize Handymax Feeder Sub-Panamax Post-Panamax Super-Post-Panamax Triple E-class 260 - 1’ 000 TEU 1’ 000 - 1’ 700 TEU 1’ 700 - 2’ 500 TEU 2’ 500 - 4’ 000 TEU 4’ 000 - 7’ 000 TEU 7’ 000 − 13’ 000 TEU 15’ 500 TEU 18’ 000 TEU По состоянию на сентябрь 2010 года самым большим контейнеровозом по тоннажу в мире считается контейнеровоз «MSC KALINA» , первый из серии, способный перевозить 14336 TEU. 13

Крупнейшие шипинговые компании мира Флот в управлении № Оператор TEU Суда, ед. Собственный Суда, ед. TEU Арендованный Суда, % в ед. чартере TEU 1 APM-Maersk 2"504"697 656 1"177"435 217 1"327"262 439 53. 0% Mediterranean Shg Co 2 (MSC) 2"055"577 474 985"687 206 1"069"890 268 52. 0% 3 CMA CGM Group 1"350"374 398 506"140 94 844"234 304 62. 5% 4 COSCO Container L. 642"100 146 348"427 96 293"673 50 45. 7% 5 Hapag-Lloyd 632"863 145 283"786 61 349"077 84 55. 2% 6 Evergreen Line 615"755 169 330"167 88 285"588 81 46. 4% 7 APL 598"577 145 169"547 45 429"030 100 71. 7% 8 CSCL 524"582 147 329"938 77 194"644 70 37. 1% 9 Hanjin Shipping 477"421 100 220"895 37 256"526 63 53. 7% 10 MOL 433"240 101 215"352 36 217"888 65 50. 3% … ------- --- 16"489 18 14"389 16 2"100 2 12. 7% 57 FESCO 14

Выводы o Контейнер – универсальный, интермодальный инструмент o Быстрый рост контейнерного бизнеса за счет: Контейнеризации перевозок Глобализации мировой экономики o Увеличение вместимости контейнеровозов – удешевление доставки 1 TEU o Основные грузообразующие регионы – Китай, страны ЮВА o Основные регионы потребления – США и Европа 15

План лекции I. III. Контейнерный бизнес в мире Контейнерный бизнес в Евразии Контейнерный бизнес в России § Характеристика рынка § Фитинговая платформа § Основы технологии работы терминала § Кейс: «Инновационное контейнерное оборудование» § Программа «Транссиб за 7 суток» § Новый продукт: сшитые сервисы § Перевозочные документы IV. Реформа железнодорожного транспорта в России. Создание ОАО «Транс. Контейнер» V. Перспективы 16

Евразийский контейнерный трафик в 2010 г. , млн. ДФЭ (% от мирового) 80 млн. ДФЭ (57%) 35 млн. ДФЭ (52%) 450 млн. ДФЭ (56%) оценочно, с учетом автоподвоза 17

Крупнейшие порты Евразийского континента Оборот портов Европы 100 млн. TEU Балтика С-Петербург Лиепая Мууга Котка Клайпеда Рига Таллинн Черноморский бассейн Новороссийск Константа Одесса Ильичевск Европа Роттердам Антверпен Гамбург Бременхавен Валенсия Китай Шанхай Гонконг Шеньчжень Гуанчжоу Циндао Пусан Нинбо-Чжоушань Оборот портов Китая и Кореи 179 млн. TEU Расположение крупнейших портов в Евразии отражает направления основных контейнеропотоков: возникновение – Китай, ЮВА погашение – Север Европы 18

Основные контейнеропотоки на Евразийском континенте Расстояние 11000 км. Время в пути 2 недели Санкт-Петербург Москва Берлин Ноу-Шахр Альтернативные маршруты: Транссиб Китай - Казахстан Соединяет 20 субъектов РФ, 5 федеральных округов и обслуживается 9 железными дорогами. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала, добывается более 65% угля, 20% нефтепереработки Достык Марсель Основное направление контейнеропотоков – Восток-Запад. Основной маршрут - Deep Sea через Суэцкий канал ТРАНССИБ -9288 км Южный Юго-восточная Европа-Турция. Иран ТРАСЕКА «Новый шелковый путь» (Европа-Кавказ-Азия) Создание программы -1993 КИТАЙ Страны участницы: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина Владивосток Мумбаи-Сити Расстояние 20000 км. Время в пути 6 недель Традиционный морской путь 19

Выводы o Основные грузопотоки направлены с Востока на Запад, порожние потоки – с Запада на Восток o Основной маршрут – DEEP SEA (16, 9 млн. TEU) o Альтернативный маршрут – ТРАНСИБ (50 тыс. TEU) (транзит по России) 20

План лекции I. Контейнерный бизнес в мире II. Контейнерный бизнес в Евразии III. Контейнерный бизнес в России § Характеристика рынка § Фитинговая платформа § Основы технологии работы терминала § Кейс: «Инновационное контейнерное оборудование» § Программа «Транссиб за 7 суток» § Новый продукт: сшитые сервисы § Перевозочные документы IV. Реформа железнодорожного транспорта в России. Создание ОАО «Транс. Контейнер» V. Перспективы 21

Объем перевозки контейнеров в РФ в 2010 г. (% от мирового) Перевозка по морю 3, 6 млн. ДФЭ (2, 6%) Перевозки по РЖД 2, 3 млн. ДФЭ (3, 4%) Перевозки автотранспортом 4, 8 млн. ДФЭ (0, 6%) 22

Крупнейшие порты России 2, 26 млн. TEU 0, 45 млн. TEU Итого оборот портов в 2010: 3, 6 млн. ДФЭ 0, 87 млн. TEU Санкт-Петербург – главные морские ворота России 23

Характеристики МТК Евразии Протяженность Маршрут МТК № 2 2’ 300 км Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород МТК № 5 1’ 600 км Венеция – Триест / Копер – Любляна – Будапешт – Ужгород – Львов-Киев-Москва МТК № 9 3’ 400 км Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск/Астрахань Север-Юг 3’ 000 км Хельсинки-Россия – страны Ближнего Востока-Мумбаи Транссиб 9’ 200 км Берлин-Варшава-Минск-Москва-Казань-Екатеринбург- Новосибирск-Иркутск-Владивосток/Находка Восток-Запад 12’ 500 км Япония-Россия-Европа МТК 25

Конкурентный рынок: главный конкурент железнодорожных контейнерных перевозок - автотранспорт Объем перевозок Авто Географическая особенность России – дальние расстояния перевозок. Железнодорожные перевозки контейнеров конкурентоспособны на дальних расстояниях Ставка за км при железнодорожной перевозке превышает автомобильную на коротких расстояниях за счет начальноконечных операций. Ж/д 5000 10000 Дальность, км В России железнодорожные перевозки, особенно в контейнерных поездах, выигрывают конкуренцию у автоперевозчиков на длинных расстояниях 26

Зап. Европа, США Железнодорожные перевозки контейнеров в России, 2010 г. 224 1 123 129 тыс. ДФЭ 274 161 Усл. обозначения 225 Всего: Импорт 470 Экспорт 96 67 545 Внутренние перевозки Транзит 1 123 Страны АТР Казахстан и Узбекистан 161 2 299 27

Подвижной состав для перевозки контейнеров Типы фитинговых платформ: 40 -футовая 60 -футовая 80 -футовая платформа Фитинги Для перевозки контейнера по железной дороге нужен специализированный подвижной состав – фитинговая платформа 28

Сеть контейнерных терминалов на российских железных дорогах Объем переработки контейнеров 4, 7 млн. TEU 560 контейнерных терминалов и площадок, из них: 46 терминалов «Транс. Контейнер» 4, 7 млн. ДФЭ – объем переработки в 2010 году, из них: 1, 6 млн. ДФЭ – объем переработки на терминалах «Транс. Контейнер» Широкая сеть терминалов обеспечивает доступность железнодорожной контейнерной перевозки на всей территории страны 29

Внутренний терминал Основные операции: Погрузка, выгрузка Сортировка Хранение Комплектование технический осмотр и текущий ремонт контейнеров доставки контейнеров автомобильным транспортом Оформление документов В зависимости от площади, объема работы и характера операций, применяется как комбинированная схема погрузочно – разгрузочных работ (козловой кран + ричстакер “Kalmar”), так и один из грузоподъемных механизмов 30

Внутренний терминал с несколькими контейнерными площадками При больших объемах Терминал может иметь несколько контейнерных площадок В состав площадки входят: погрузочно – разгрузочные и подкрановые пути площадка для кратковременного хранения контейнеров грузоподъемные машины и проезды для автомобилей 31

Перегрузочный терминал На перегрузочном терминале осуществляется работа по перегрузке контейнеров с колеи 1435 мм на колею 1520 мм На терминале располагается: склад временного хранения (СВХ) для хранения таможенных грузов зона таможенного контроля (ЗТК) для контейнеров, находящихся под таможенным контролем площадка для местной работы для вывоза контейнеров автотранспортом, не находящихся под таможенным контролем административно- бытовое здание в котором находится единый технологический центр по обработке документов (ЕТЦ) 33

Хаб и его отличия от терминала ХАБ (англ. HUB) – крупный перегрузочный транспортный узел с необходимым набором сервисов, имеющий подходящее географическое положение Порты: Санкт-Петербург Усть-Луга Калининград Порты Балтии Наземные переходы: Брест Добра Порты: Таганрог Тамань Железный Рог Туапсе Новороссийск Ма рш ру тн ые отп ра вк и Маршрутные отправки Наземные переходы: Локоть Озинки ХАБ – консолидирует и распределяет контейнеры Порты: Восточный Находка Владивосток Зарубино Посьет Наземные переходы: Забайкальск Терминал – только переваливает контейнеры 35

Технология работы Хаба Отличительная особенность Хаба – возможность принимать, формировать и отправлять контейнерные поезда на своей территории 36

План лекции I. Контейнерный бизнес в мире II. Контейнерный бизнес в Евразии III. Контейнерный бизнес в России § Характеристика рынка § Фитинговая платформа § Основы технологии работы терминала § Кейс «Инновационное контейнерное оборудование» Кейс: «Инновационное контейнерное оборудование» § Программа «Транссиб за 7 суток» § Новый продукт: сшитые сервисы § Перевозочные документы IV. Реформа железнодорожного транспорта в России. Создание ОАО «Транс. Контейнер» V. Перспективы 37

Стандарты на контейнеры В 1961 году Техническим комитетом 104 Международной организации по стандартизации (International Organisation for Standartisation – ISO) были разработаны единые стандарты на контейнеры. Сейчас действует стандарт серии 1 ISO. В 1972 году принята Международная конвенция по безопасным контейнерам (КБК, вступила в силу 6 сентября 1977 года). В 1972 году принята Таможенная конвенция (КТК). Основными стандартами ISO, касающимися контейнеров, являются следующие: ISO 668 «Грузовые контейнеры серии 1. Классификация, размер и масса» , 1995 (ГОСТ Р 53350 -2009); ISO 830 «Грузовые контейнеры. Терминология» 1999 (ГОСТ Р 52202 -2004); ISO 6346 «Грузовые контейнеры. Кодирование, идентификация и маркировка» , 1995 (ГОСТ Р 52524 -2005). 38

Международное Бюро по контейнерам (BIC) Bureau International des Conteneurs (Париж, Франция) – Международное бюро по контейнерам – регистрирует собственников контейнеров и ведет международный реестр контейнеровладельцев. 39

Какие существуют специализированные контейнеры Изотермические (термос-контейнеры, рефрижераторные) Контейнеры-цистерны (tank-container) С открытым верхом (open-top, hard-top) Контейнеры-платформы (flatracks, platform) Контейнеры для сыпучих грузов (bulk container) Offshore- Контейнеры – контейнеры специального назначения для узкой номенклатуры грузов (swap, mini-box, car-container, для перевозки животных и пр.) 41

Изотермические контейнеры термос-контейнеры Предназначены для перевозки скоропортящихся продовольственных грузов. Основная номенклатура: соки, пиво, консервы, вино, рыба, мясо Парк термос-контейнеров ОАО «Транс. Контейнер» – 2193 ед. Объем перевозок на 2011 г. (план) – более 15 000 отправок. (за 9 мес. – 10931) География – РФ, страны СНГ, Прибалтика, Монголия. 42

Изотермические контейнеры Рефрижераторные контейнеры По сети железных дорог РФ эксплуатируется около 2000 ед. реф. контейнеров. Ожидаемый объем перевозок на 2011 год – 22 000 ед. Перевозки осуществляют всего 6 экспедиторских компаний. Парк реф. контейнеров в мире – более 1 млн. 700 тыс. ДФЭ. Крупнейший собственник Maersk- 372 тыс. ДФЭ 43

Изотермические контейнеры Рефрижераторные контейнеры. Применяемые технологии перевозки в РФ КРК-сцеп – 12 ти платформенный сцеп+ДГВ ОАО «Транс. Контейнер» эксплуатирует 10 КРК-сцепов, задействованных на перевозке бананов JFC (в линейных контейнерах MCS) Gen. Set АДГУ 44

Контейнеры с открытым верхом (open-top, hard-top) В парке ОАО «Транс. Контейнер» – 12 ед. 40 ф. и 62 ед. 20 ф. контейнера типа open-top. Производятся на базе филиала компании – Депо Шахунья. Эксплуатируются по сети железных дорог РФ и в ПСЖВС. Перевозимые грузы – негабаритные и тяжеловесные грузы, оборудование и трубы. 47

Контейнеры для перевозки сыпучих грузов (bulk) Парк ОАО «Транс. Контейнер» – 70 ед. 20 ф. bulk-container Перевозимые грузы – глютен, шрот, техническая соль, удобрения, прочее 48

Offshore-container и контейнеры специального назначения Ventilated side door swap body с роллинговой дверью 40 ф. для перевозки животных Mini sets 50

Offshore-container и контейнеры специального назначения Container for Plane parts 45 ф. «шторный» контейнер 53 ф. контейнер 51

Контейнерные технологии. Перевозка готовых автомашин Система Car-rack (3 ам) Система Trans-rack (4 ам) 50 ф. Double deck car (6 ам) 52

Контейнерные технологии. Flexi-tanks Используются универсальные 20 -ф контейнеры, оборудованные многослойной полиэтиленовой емкостью и оснасткой В апреле 2010 года Компания выполнила первую экспериментальную перевозку груза «лигнвосульфонат» во флекси-танках со станции Низовка на станцию Черниковка. В настоящее время Компания разрабатывает ряд местных технических условий на наиболее востребованные грузы, разрешенные к перевозке во флекси-танках Масса перевозимого груза – до 24 тонн Существенное удешевление стоимости перевозки в пересчете на единицу веса груза за счет использования всего объема контейнера Возможна комплектация флекси-танка рубашкой обогрева 53

Контейнерные технологии. Dry-liner (контейнерный вкладыш) Компания успешно провела проверку схемы размещения и крепления контейнерных вкладышей для перевозки зерна в универсальных контейнерах насыпью В настоящее время компания разрабатывает ряд местных технических условий на перевозку наиболее востребованных к перевозке грузов Использование универсальных контейнеров позволяет выстраивать мультимодальные логистические цепочки доставки насыпных грузов до конечного потребителя без перегрузки в пути следования 17 июня 2010 г. отправлен первый контейнерный поезд с универсальными контейнерами загруженными зерном, по маршруту Новосибирск – Находка – страны ЮВА: Тайвань, Таиланд, Вьетнам (2500 тонн зерна – 110*20 ф контейнеров) Планируемый Российским Зерновым Союзом объем поставок зерна в ЮВА в 2011 -12 годах – 3 -4 млн. тонн. 54

План лекции I. Контейнерный бизнес в мире II. Контейнерный бизнес в Евразии III. Контейнерный бизнес в России § Характеристика рынка § Фитинговая платформа § Основы технологии работы терминала § §§ Кейс: «Инновационное контейнерное оборудование» §§ §§ Новый продукт: сшитые сервисы Программа «Транссиб за 7 суток» Перевозочные документы IV. Реформа железнодорожного транспорта в России. Создание ОАО «Транс. Контейнер» V. Перспективы 55

Инновационная логистика: Транссиб за 7 суток Меры по ускорению доставки: 1) максимальное сокращение продолжительности и числа стоянок 2) совмещение технологических операций 3) увеличение плеч тягового обслуживания, работы локомотивных бригад, гарантийных участков безопасного следования вагонов. Основные параметры перехода к целевому состоянию (2008 г. 2012 г.) Общее время простоев: 26, 2 ч 11, 7 ч из них: на смены бригад: 11 ч 7 ч на смены локомотивов 3, 5 ч 1, 7 ч на технические осмотры: 11, 7 ч 3 ч Время в движении: 233, 5 ч 156, 3 ч Время в пути: 259, 7 ч 168 ч или 7 суток В результате достигнута маршрутная скорость 1362 км/сутки (56, 4 км/ч). Красное Москва Нижний Новгород В 2012 году будет обеспечена возможность доставки грузов от восточных до западных границ России за 7 суток, а до 2015 года – за 7 суток будет преодолеваться расстояние до Бреста. Свердловск Тюмень Новосибирск Красноярск Тайшет Иркутск Чита Карымская Петровский Забайкальск Завод Хабаровск Находка Проект "Транссиб за семь суток" – это комплекс технологических мер по обеспечению скоростной доставки контейнеров от Дальневосточных портов к западным границам России. 56

Инновационная логистика: технология блок- поездов Контейнерный поезд представляет собой группу вагонов с контейнерами, отвечающую определенным требованиям по минимальной и максимальной длине состава, отправляющуюся с одной станции и следующую по утвержденному графику на общую станцию назначения без расформирования и сортировок на промежуточных станциях. Преимущества использования системы блок - поездов, курсирующих между железнодорожными терминалами на регулярной основе Возможность консолидации контейнерных потоков Ускорение срока доставки Уменьшение порожнего пробега Планируемые опорные терминалы, обслуживаемые маршрутными поездами Planned terminal hubs to be serviced by block trains По итогам 2011 г. прогнозируемый объем перевозок в КТК по РЖД составит 2, 67 млн. ДФЭ, на долю контейнерных поездов из них придется 38% (1, 0 млн. ДФЭ). - Ключевые железнодорожные терминалы 57

Технологии Транс. Контейнера: сшитый пакет логистических услуг График движения контейнерного поезда Фольксваген Прирост клиентов 2007 2008 2009 2010 Пример: Комплексные логистические решения, предоставляемые компании Volkswagen в рамках ее российского канала поставок Таможня, пространство 1520 Контейнеры ОАО ТК Чехия/Словакия Польша Беларусь Поезда ОАО ТК Ж/д станция «Калуга-1» Грузовые а/м ОАО ТК Погрузчики ОАО ТК Россия Комплекс перевалки грузов Брест / Малашевиче Сшитый комплексный продукт позволяет улучшит своевременность исполнения графика для клиента. Это дает основу для увеличения объемов и привлекает новых клиентов на сервис. 58

Новые контейнерные продукты: сшитые сервисы Европа - Россия Сервис «Москвич» / «Moscovite» Дуйсбург/Гросберн (Германия) – Москва (Россия) еженедельный сервис расстояние- 2200 км транзитное время- 107 часов Москва Дуйсбург Брест Для отправок полносоставного поезда по России в Бресте собирается один поезд из двух европейских. Происходит консолидация грузов из Дуйсбурга, Гросберна и Бреста. Фиксированное время доставки является элементом для консолидации грузов с Европейской стороны в Бресте. Консолидация поездных партий Консолидаци я поездов Гросберен – ключевое решение по продвижению продукта «контейнерный поезд» Сервис для автосборочного предприятия Volks. Wagen (Калуга, Россия) Калуга Ежедневный сервис расстояние- 1500 км транзитное время- 90 часов Брест Болеслав Кошице Стабилизация срока доставки в пути привлекает клиентов в промышленной сфере на железнодорожный транспорт 59

Новые контейнерные продукты: транзитные сшитые сервисы Китай-Европа Регулярный сервис Чунцин (Китай) - Дуйсбург (Германия) Дуйсбург еженедельный сервис расстояние- 10 796 км транзитное время- 16 дней Брест Илецк Март 2011 года - тестовый поезд. Август 2011 - еженедельный поезд. Перспективные объемы – 7 поездов в неделю Достык При укрупнении партий электроники короткий срок доставки привлекает клиентов с авиаперевозки Чунцин Регулярный сервис Нойтраублинг (Германия) – Шеньянг (Китай) BMW продолжает переводить свои объемы на железную дорогу. Нойтраублинг (Германия) регулярный сервис расстояние- 11 000 км транзитное время - 18 дней Брест Забайкальск Добра Шеньянг (Китай) Перспективный объем - 5 поездов в неделю Соотношение цены и срока доставки, стабильность привлекательны по сравнению с маршрутом Deep Sea 60
Железнодорожная накладная (РФ) Состоит из 4 листов лист 1 - оригинал железнодорожной накладной (выдаётся перевозчиком грузополучателю); лист 2 - дорожная ведомость; лист 3 - корешок дорожной ведомости (остаётся у перевозчика); лист 4 - квитанция о приёме груза (остаётся у грузоотправителя). Используется для перевозки грузов железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении 63

Накладная ЦИМ/СМГС В 2006 году Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД) утвердила концепцию унифицированной грузовой накладной ЦИМ-СМГС Используется для перевозки грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении Накладная ЦИМ/СМГС и безбумажные перевозки – ключ к ускорению перехода границ 64

Коносамент (Bill of Lading) Основной документ при организации перевозок грузом по морю, а также для мультимодальных перевозок По сути является распиской капитана о приеме груза к перевозке Может быть «Прямой» и «Ордерный» (на предъявителя) Против оригиналов коносамента в порту назначения грузополучателю выдается груз. Коносамент является грузораспорядительным документом Выпускается агентом судоходной компании 65

Книжка ТИР (TIR Carnet) Используется для перевозки грузов автотранспортом (для международных перевозок). Упрощает процедуру прохождения государственных границ 69

Экспедиторская расписка (Forwarder’s cargo Receipt – FCR) Выписывается экспедитором грузоотправителю и свидетельствует о принятии экспедитором груза к перевозке 70

Перспективы В Транс. Контейнере мы планируем в будущем использовать Коносамент как единый транспортный документ. Он будет заменять собой (но не отменять) все документы, которые «привязаны» к той или иной мультимодальной перевозке и являться единым документом, который выдается Транс. Контейнером своим клиентам. 71

Перспективы развития МТК o Нужна новая сквозная модель взаимодействия всех участников взамен автономных, локальных процессов. o Требуется сформировать единые «правила игры» и зафиксировать их на 5 -7 лет. Это относится к техническим и технологическим условиям работы, тарифам, зонам материальной ответственности сторон, порядку возмещения убытков. o В частности необходимо: § внедрение накладной ЦИМ-СМГС для перевозок из Китая § формирование на МТК стабильных тарифов на период 5 -7 лет § внедрение систем предварительного электронного декларирования на всех железнодорожных погранпереходах § выделение вагонной составляющей в тарифах 72

Единое трактование при гармонизации стандартов и правил Объем перевозок Vereg Gesellschaft (Austria) Груз - ламинат ЕС 4411 92 Украина Россия ПРИМЕР 4418 4411 92 «шпонированные плиты древесноволокнистые» «ламинат-напольное покрытие» «шпонированные плиты древесноволокнистые» В 2011 году привлекли на железную дорогу крупного европейского клиента На украинской таможне груз был остановлен из-за претензий по декларированию. Груз был задержан, заведено уголовное дело –контрабанда. Существовала угроза изъятия груза. Права грузовладельца в судебном порядке удалось отстоять. Но в результате клиент вернулся к старой схеме работы на автомобильный транспорт. Для развития сшитых сервисов необходимо и единое трактование норм и правил 73

Функциональные возможности «Портала Транс. Контейнер» по обеспечению международных контейнерных перевозок Европа Китай Белоруссия Украина Россия ОАО Транс. Контейнер, Москва Таможенные органы Оформление документов организовано в «Едином технологическом центре обработки документов» на 7 -м перегрузочном месте Грузоотправитель Транс. Контейнер Экспедитор Органы пограничного контроля Здесь размещены сотрудники всех служб, участвующих в процессе оформления документов «Портал Транс. Контейнер» ” Портал Зарубежные представительства ОАО Транс. Контейнер Внедрено предварительное декларирования на базе «Портала Транс. Контейнер» Система ОАО «РЖД « «ЭТРАН» Данные технологические решения сокращают время пересечения границы на п/п Забайкальск Администрации Железных дорог Таможенные брокеры Клиенты Представительства ОАО Транс. Контейнер 74

План лекции I. Контейнерный бизнес в мире II. Контейнерный бизнес в Евразии III. Контейнерный бизнес в России § Характеристика рынка § фитинговая платформа § Основы технологии работы терминала § Кейс: «Новое контейнерное оборудование» § Программа «Транссиб за 7 суток» § Новый продукт: сшитые сервисы § Перевозочные документы IV. Реформа железнодорожного транспорта в России. Создание ОАО «Транс. Контейнер» V. Перспективы 75

Структурная реформа на железнодорожном транспорте России I ЭТАП Разделение государственных и хозяйственных функций на железнодорожном транспорте. Создание ОАО «РЖД» . Выделение в тарифе вагонной составляющей. Возникновение операторских компаний Министерство путей сообщения России 2001 -2003 гг. Производственнокоммерческие функции ОАО «РЖД» Функции федерального органа исполнительной власти Министерству транспорта РФ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Реструктуризация ОАО «РЖД» . Создание ДЗО. II ЭТАП 2003 -2010 гг. III ЭТАП Н. в. Другие… 50% Акций размещено на IPO Приватизация ДЗО 75% Акций продано на аукционе 76

Компания удерживает лидирующие позиции во всех сегментах рынка Крупнейший оператор на рынке ж/д контейнерных перевозок РФ 1 пол. 2011 Изменение доли 1 пол. 2011 к 12 мес. 2010: Транс. Контейнер Модуль Fesco ВСК Финтранс Ведущие позиции на основных направлениях перевозок 1 пол. 2011, Доля ТК (%), изменения к 12 мес. 2010 (pp) Транс. Контейнер Объемы перевозок 1 пол. 11, тыс. ДФЭ(b) -0. 1 п. п. +1. 3 п. п. -0. 2 п. п. 0. 0 п. п. +0. 2 п. п. Объём рынка: 1. 26 млн ДФЭ (a)

Выходец из ТНК-BP Павел Матвеев за четыре года с нуля построил в Москве крупнейшую сеть складов индивидуального хранения сдаваемой площадью около 24 тыс. кв. м

Основатель ООО «Складовка» Павел Матвеев (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

Вместе с другими участниками российского рынка self-storage (индивидуального хранения) Матвеев намерен приучить россиян хранить вещи не на балконе или в гараже, а на специальных складах, находящихся в шаговой доступности от дома. Первые склады индивидуального хранения появились в США в 1960-х. В настоящее время их общая площадь в Штатах превышает 200 млн кв. м, объем рынка оценивается в $23 млрд. В Европе эта услуга распространена меньше и наиболее развита в Дании, Нидерландах и Великобритании, а общий объем рынка ЕС оценивается в €3 млрд. В России первый self-storage - Key Space - был открыт в 2008 году выходцами из UFG, но просуществовал не более года: арендатор расторг договор аренды, и бизнес прекратил свое существование.

Типичный склад индивидуального хранения - это теплый склад, разделенный на боксы разной площади (от 0,5 до 30 кв. м), сдающиеся в аренду физическим лицам (70% в среднем по рынку) и малому бизнесу (остальные 30%). Арендатор может хранить на складе все, что не запрещено законом и конкретным арендодателем. Срок аренды - от двух недель до 11 месяцев (чтобы не регистрировать договор в Росреестре). Стоимость - около 1000 руб. за 1 кв. м в месяц при аренде среднего (4-6 кв. м) бокса на максимальный срок.

Склад на душу

Обеспеченность складами индивидуального хранения, 1 кв. м на человека

Европа (в среднем) - 0,01

Великобритания - 0,05

Нидерланды - 0,07

Австралия - 0,13

США - 0,68

Источник: Deloitte по заказу Self Storage Association UK.

«Все говорили категорическое «нет!» моему проекту»

Идея начать бизнес по построению сети складов индивидуального хранения Павлу Матвееву пришла после третьего бокала красного вина накануне нового, 2009 года. Из-за докатившегося до России финансового кризиса будущий предприниматель оказался не у дел: медицинский проект в ГК «Ренова», которым он руководил по приглашению владельца холдинга Виктора Вексельберга, был заморожен до лучших времен. «Ради него я ушел из инвестиционной дирекции «Интерроса», и вот - оказался безработным, - вспоминает Матвеев в интервью РБК. - Именно в тот момент я решил, что больше не хочу быть наемным сотрудником. Возникла идея создания складов для хранения вещей».

Идею бизнеса Павел «подсмотрел» в ранней молодости, когда учился в США. «Я должен был стать медиком, как и все в моей семье, но в тяжелые 1990-е папа решил, что в медицину лучше не идти: Сынок, там, где газ и нефть - там всегда будут деньги», - вспоминает предприниматель отцовский наказ. Так Матвеев оказался студентом Академии управления им. Орджоникидзе, но ненадолго. В 1994 году он поступил в американский Drake University. Отучившись три года и получив степень бакалавра в области менеджмента, Матвеев вернулся в Россию. Поработал ассистентом аудитора в KPMG, Buz и Accenture, потом - в ТНК-BP, где к 2007 году дорос до руководителя аппарата Виктора Вексельберга - исполнительного директора по развитию газового бизнеса ТНК-BP. «В этот момент я понял, что достиг потолка - максимума в административной карьере, и решил уйти в дирекцию инвестиционного бизнеса «Интерроса», - рассказывает Матвеев. Но, не проработав там и двух лет, вернулся под начало Вексельберга.

За новогодние праздники 2009 года Матвеев набросал финансовую модель будущего бизнеса, придумал название «Складовка» и даже с помощью фрилансеров нарисовал логотип - «замочек с домиком», а 13 января 2009 года подал документы на регистрацию ООО «Складовка», где был единственным учредителем. «Я напечатал красивую презентацию и визитки. Поскольку у меня не было друзей-предпринимателей, я сел и стал обзванивать своих бывших коллег. Все говорили категорическое «нет!» моему проекту, - рассказывает Матвеев. - Теперь я четко понимаю, что со сменой деятельности, как только ты уходишь из менеджмента и начинаешь заниматься бизнесом, свою записную книжку можно выкинуть». Впрочем, двум бывшим коллегам - Николаю Капитоненко из ТНК-ВР и Петру Приходько из «Интерроса» - идея со складами приглянулась.


«Обеспеченность россиян жильем еще с советс​ких времен низкая, а уровень благосостояния (в том числе количество вещей) за последние 20 лет сильно вырос, поэтому потребность в услугах по их хранению высока и продолжает расти, - объясняет РБК свой интерес к проекту Петр Приходько. - В отличие от большинства бизнесов «купи-продай» этот рассчитан на десятилетия, чем и привлек меня». На троих партнеры вложили $0,5 млн личных сбережений в открытие первого склада на Рябиновой. За «десятки тысяч долларов» они купили начинку склада закрывшегося Key Space и, наученные горьким опытом предшественников, решили, что склад на Рябиновой, открытый на арендованных площадях, будет исключением: все остальные компания будет строить самостоятельно, с нуля.

По словам Матвеева, дело было не только в риске, что собственник в любой момент может выкинуть арендатора на улицу, но и в том, что в Европе и США бизнес self-storage воспринимается инвесторами на 80% как бизнес на недвижимости и только на 20% как предоставление услуг. За основу был взят пример успешной британской компании Big Yellow. Она управляет 54 складами, преимущественно в Лондоне, общей площадью 320 тыс. кв. м (из них 180 тыс. кв. м в собственности) и при выручке в $118 млн по итогам 2013 финансового года оценена инвесторами в $1,2 млрд.

Другой взгляд на self-storage

Одним из пионеров российского рынка self-storage является бывший владелец Одинцовской кондитерской фабрики Андрей Коркунов. В 2009 году вместе с партнером Владимиром Зингером он создал компанию «Мобиус» (мобильный индивидуальный универсальный склад), которая стала предоставлять услуги индивидуального хранения в Москве. Хранение предлагается в контейнерах, которые стоят на открытых площадках в разных районах Москвы, и по желанию клиента могут быть доставлены к его дому. На текущий момент у «Мобиуса» 25 тыс. кв. м арендуемых площадей.

Впрочем, не все участники рынка верят в перспективность «контейнерного» подхода: климатические особенности России не позволяют хранить вещи в неотапливаемых контейнерах под открытым небом. Но у подобной технологии есть и свои преимущества, утверждает генеральный директор компании Екатерина Федоровская: «Например, к нашему модулю можно легко подъехать на авто или заказать вывоз модуля к дому или на дачу. Мы можем легко расширять площади складских комплексов, менять их локацию на более выгодную. Все это дает нам возможность предлагать клиенту более привлекательную стоимость аренды - от 25 руб. в день за 1 кв. м».

Почти все, кто начинал бизнес self-storage, делали это на арендных площадях: так ты б​ерешь на себя меньше рисков на старте - изучаешь рынок, снимаешь сомнения. «В собственных помещениях рентабельность бизнеса существенно выше, чем в арендованных. Мы предпочитаем покупать готовые помещения, а не строить с нуля, - рассказывает РБК основатель компании «Рентабокс» Артем Семенов. - Новое здание, конечно, лучше, чем старое - нет проблем с ремонтом и эксплуатацией, поскольку ты изначально строил его под свой бизнес, но строительство с нуля предполагает, что ты вкладываешь деньги сначала в землю, а потом в строительство, и минимум три года не получаешь дохода. А при покупке готового здания ты начинаешь получать доход уже через полгода. Поэтому мы считаем, что покупка - это самый правильный подход».


Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

«Треть - земл​​я, треть - строительство, треть - начинка»

Сомнения Семенова подтверждаются опытом «Складовки». «В 2010 году мы нашли инвестора - частный фонд «Стратегия», который согласился вложить в проект несколько десятков миллионов долларов», - рассказывает Матвеев. Первый построенный склад компания открыла в 2011 году: много времени ушло на поиск места, оформление всей разрешительной документации. Набирались опыта на собственных ошибках: в 2010 году нарвались на мошенников, которые пообещали решить вопрос по получению земли в аренду и пропали вместе с задатком. «До прихода команды Собянина было непонятно, где искать землю, как ее переоформлять с одного вида использования на другой, - сетует Матвеев. - Сейчас все гораздо прозрачнее: мы участвуем в аукционах на право аренды. В 2014 году выиграли два».

«Проект «Складовка» привлек наше внимание тем, что компании self-storage торгуются с очень высоким мультипликатором к EBITDA (в среднем на уровне 22), - рассказывает директор по инвестициям фонда «Стратегия» Дмитрий Логвиненко. - Этот феномен обусловлен тем, что денежный поток, который зарабатывают компании в этой отрасли, является стабильным и кризисоустойчивым». По словам Логвиненко, инвестиции фонда в проект на данный момент превысили 1 млрд руб. В 2015 году фонд профинансирует строительство еще трех складов, а с 2016 года «Складовка» должна развиваться за счет собственных средств и коммерческих кредитов. «Мы уверены, что после выхода на уровень 15-20 объектов «Складовка» станет привлекательной для стратегических инвесторов или сможет выйти на IPO, - отмечает Логвиненко. - Не исключено, что данная компания останется в нашем портфеле как cash cow с приемлемым уровнем доходности на инвестированный капитал».

«Складовка» в цифрах

7 складов в сети «Складовка» на данный момент (все в Москве)

20 складов должно быть к концу 2017 года (все в Москве)

4500 кв. м - средняя сдаваемая площадь склада

1000 руб. за 1 кв. м - средняя стоимость аренды

3500 кв. м - оптимальный участок земли под «Складовку»

Предлагаю рассмотреть проверенную идею бизнеса, которая давно уже работает в крупных городах – это бизнес на сдаче в аренду морских контейнеров под склад. Складские помещения всегда пользуются спросом, а в случае с контейнерами, арендная ставка получается сравнительно низкой и конкурентоспособной: примерно на 50% ниже стоимости аренды обычных складов. Основные клиенты таких мини-помещений: торговые фирмы, интернет-магазины, шиномонтажные мастерские, небольшие производства (например, мебельщики), и прочие мелкие компании, которые не в состоянии платить дорогую аренду. Самый оптимальный вариант для них – склад на 15 – 30 кв. м. с ценой аренды не выше 10 тыс. руб. в месяц.

В морских контейнерах можно хранить мебель, запчасти, стройматериалы, одежду, оборудование, архив, консервы, бытовую технику, шины. Круг потенциальных клиентов более чем достаточный.

Видео-пример бизнеса на сдаче в аренду морских контейнеров

Инвестиции

Для организации дела необходимо решить две основные задачи: найти земельный участок (арендовать или выкупить) и приобрести несколько морских контейнеров. Земельный участок в 20 – 30 соток на окраине города можно арендовать за 50 – 100 тыс. руб. в месяц, а его покупка обойдется от 1 до 3 млн. руб.

Морские контейнеры стоят недорого. На «Авито» можно найти предложения о продаже б. у. контейнеров за 40 – 80 тыс. руб. (в зависимости от размера). Самые ходовые размеры: 40 футов (30 кв. м.), 20 футов (15 кв. м.), 10 футов (7,5 кв. м.). Для старта дела достаточно купить 20-30 штук. Для этого потребуется 1 – 1,5 млн. руб., что равно по стоимости однокомнатной квартире. В последующем можно регулярно докупать еще контейнеры, лишь бы позволил земельный участок.

Территория для контейнеров должна иметь бетонное покрытие, подведенное электричество, будку охраны, ограждение с колючей проволокой поверху и пр. Это все дорого и потребует еще около 700 – 800 тыс. руб.

Покупка земельного участка, обустройство его и покупка 20-ти контейнеров потребует вложений на сумму от 3,5 до 5 млн. рублей.

Цифры доходности

  • 40 футов в Москве сдают по 12 тыс. руб. в месяц (в регионах ценник будет ниже)
  • 30 футов — по 8 тыс. руб.
  • 10 футов — по 4,5 тыс. руб.

Если найти арендаторов, то 20-30 контейнеров будут приносить доход в 200 – 300 тыс. руб. в месяц. Даже половина сданных контейнеров будет приносить не менее 150 тыс. руб. Вычитаем из данной суммы налоги, заработную плату сторожам и получаем порядка 100 тысяч. Вложения при этом окупятся за 35 – 50 месяцев (3 – 4 года), что очень не плохо.

Перспективы бизнеса

Перспектива дела – это увеличение количества контейнеров до 100 и более штук. Если позволят инвестиции, то можно построить на территории здание с офисными помещениями для торговых компаний. Так найти арендаторов будет еще проще, потому что торговые и складские помещения в одном месте. В качестве дополнительных услуг можно предлагать услуги грузчиков и кар-погрузчиков. На территории следует установить видеонаблюдение, мусорные контейнеры, освещение по периметру, провести бесплатный wi-fi, оборудовать санузлы и пр. В таком случае, можно рассчитывать на постоянный приток клиентов и соответствующую отдачу от бизнеса.

В первом номере журнала «Контейнерный бизнес» за 2016 год опубликована статья «Ускоряя Транссиб», посвященная преимуществам и развитию Транссибирской магистрали. Большое внимание в ней уделено порталу «Морской порт», в разработке которого «СТМ» принимает участие, и сервису Fill-Bill - системам, позволяющим наладить информационное взаимодействие всех участников перевозочного процесса и, как следствие, оптимизировать движение грузопотоков.

Ниже приводим выдержки из материала:

<...> Результатом стало появление системы, позволяющей обмениваться информацией о сопроводительных документах по железной дороге на новом уровне – в виде портала. Система получила название Fill-Bill. Параллельно с этим проектом развивались и другие направления, нацеленные на создание действительно безбумажной технологии, ведь, несмотря на быстрый переход к электронному документообороту, движение физических бумажных документов и по сию пору остаётся весьма значительным – практически нет перевозок, где бы бумага отсутствовала полностью. В итоге появился сервис, который позволяет сотруднику работать фактически в бланке, т.е. в точной электронной копии бумажного документа, подгружать из собственных систем сведения, чтобы заполнить документы, и, естественно, выгружать готовые документы. Прямо с рабочего места специалиста все документы нажатием одной кнопки отправляются в ФТС России, откуда приходит соответствующий штрих-код.

Со временем количество документов, которые поддерживает система, увеличилось. Недавно в неё были добавлены и документы морского транспорта. Дальневосточное таможенное управление выступило с инициативой организовать получение предварительной информации ещё до прихода в порт судна с большим количеством контейнеров, чтобы таким образом подготовиться к принятию решения о выгрузке. Инициатива была связана с тем, что функции всех видов контроля грузов стали выполняться таможней и, следовательно, нагрузка на неё возросла в значительной степени. В результате, при участии компании «СТМ», появилась система, связанная с морем, которая позволила заинтересованным лицам – линии, грузовладельцы, экспедиторы – в структурированном виде предоставлять информацию о грузе и о товаре. На портале собиралась различная информация из нескольких источников, которая позволяла видеть таможенникам, что это за груз и принимать решения о том, можно ли выгружать контейнер. Так появилась межведомственная площадка, где взаимодействие участников перевозки позволяло значительно интенсифицировать обработку грузов на пунктах пропуска. Этот опыт был одобрен Федеральной таможенной службой, которая в 2013 -2014 году провела научно-исследовательские работы по теме «Морской порт». В ходе выполнения работ был создан прототип портала «Морской порт», на котором были отработаны принципы межведомственного взаимодействия. В пяти морских портах России прошли тестовые испытания, этой системы, которая позволяла участникам ВЭД предоставлять в государственные контрольные органы пакеты документов в электронном виде и, используя информационное взаимодействие таможенных и иных контрольных органов, быстрее осуществлять процедуры документального оформления судов и перевозимых на них товаров. Нужно отдать должное руководителям ФТС России, которые не побоялись рискнуть, и благодаря которым в стране стала разрабатываться информационная система «Морской порт», действительно соответствующая требованиям XXI века.

<…>

Основная идея системы Fill-Bill заключается в том, что различные участники перевозочного процесса могут работать с единым набором документов вне зависимости от географического положения участников сделки и перевозки. Вторая идея – отсутствие необходимости повторного введения данных, поскольку система позволяет использовать одну и ту же информацию о грузах и товарах для подготовки самых разных документов. Третья идея – совместимость. Если у участников ВЭД есть свои информационные системы, они могут устанавливать двухстороннюю связь с системой Fill-Bill и через нее передавать электронные документы установленных форматов как в систему железной дороги, так и в информационную систему ФТС России. Все вместе это приводит к значительному – в разы – ускорению работы с документами.<...>

Полный номер журнала «Контейнерный бизнес» вы можете скачать .