Основные принципы и нормы профессиональной этики. Профессиональная этика: понятие, виды, направления Примеры профессиональной этики

Профессиональная этика – это одна из отраслей этической науки. Однако в быту мы употребляем это понятие в значении некого «кодекса морали» – свода правил, которыми руководствуются представители определенных профессий. Что же на самом деле такое профессиональная этика?

По одному из определений, профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы , обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования – словом, везде, где ежедневная работа связана с непосрественным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Профессиональная этика зародилась на основе сходных интересов и требований к культуре людей, объединенных одной профессией. Традиции профессиональной этики развиваются вместе с развитием самой профессии и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне или же выражаться через общепринятые нормы морали.

Понятие профессиональной этики связано, прежде всего, с особенностями той или иной профессии, в отношении которой употребляется данный термин. Так, к примеру, «клятва Гиппократа» и врачебная тайна – это одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов – элемент профессиональной этики журналистов.

Особенности профессиональной этики

В любой профессии честное и отвественное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.

Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики :

  • свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;
  • в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;
  • при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;
  • в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;
  • следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;
  • нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;
  • недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

    презентация , добавлен 21.09.2016

    Происхождение профессиональной этики. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. Виды профессиональной этики. Особенности профессиональной этики военного психолога, содержание и особенности его профессиональной деятельности психолога.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    Предмет и основные понятия этики. Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. Виды профессиональной этики. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Основы судебной деятельности. Генеральные принципы этики адвокатов.

    курс лекций , добавлен 05.12.2013

    Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Этика педагогическая.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2009

    Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.

    презентация , добавлен 03.07.2014

    Общее понятие, генезис и предмет изучения этики и морали. Описательная (дескриптивная), теоретическая (нормативная) и прикладная этика, их особенности. Мораль как выраженное в ценностях и нормах представление об идеальных отношениях между людьми.

    Этика как наука исследует свой предмет с конкретно-исторических, философско-мировоззренческих позиций в тесной взаимосвязи с социальными отношениями; она раскрывает законы возникновения и исторического развития морали, ее современное состояние и функции, анализирует социальную сущность нравственности, обосновывает ее историческую прогрессивность. Предмет этой науки всегда испытывал влияние практических запросов времени.

    Этика рассматривает человека в целостности, единства всех ее составляющих. Методологическое значение этического познания состоит в том, что оно имеет как эвристический аспект, который связан прежде всего с достижением новых знаний, так и оценочный, который предусматривает раскрытие ценностного содержания нравственности.

    Этика, изучая предмет в его социальной обусловленности со всем общественным жизнью, научно обосновывает этические категории, принципы и нормы, дает их философский и социальный анализ.

    Обобщая качественно новые нравственные отношения в обществе, она уточняет, расширяет свой предмет исследования, изучает общие закономерности нравственного сознания, определяет роль объективного и субъективного факторов в формировании морали, открывает то новое, что вносит жизнь в ее содержание, обнаруживает какими мотивами руководствуются люди, совершая определенным образом, можно вообще подвергать человеческие поступки моральной оценке и который в таком случае их объективный критерий.

    Профессиональная этика имеет своей задачей на основе методологии этики обосновать определенную систему норм, регулирующих взаимоотношения людей в той или иной сфере деятельности. Профессий без специфической морали нет. Каждая обладает относительной самостоятельностью в обществе. Это накладывает определенные требования и определенным образом отражается на морали носителей этой профессии.

    В историческом плане (по мере углубления профессиональной дифференциации) повышается социальная потребность в регулировании отношений внутри трудовых коллективов и между ними. Отношение общества к профессиональной деятельности определяет ее ценность.

    Нравственная оценка профессии объясняется в основном двумя факторами:

    1) тем, что данная профессия дает объективно для общественного развития;

    2) тем, что она дает человеку субъективно, какой моральный влияние оказывает на нее.

    Любая профессия выполняет определенную социальную функцию. Все ее представители имеют свои цели, назначение, особенности. В каждой профессии - специфическая среда общения, которое накладывает свой отпечаток на людей, независимо от их желания. Внутри профессиональных групп формируются и поддерживаются присущие им связи и отношения людей.

    В зависимости от условий, объекта, характера трудовой деятельности и решаемых в ее процессе задач постоянно возникает и изменяется много своеобразных ситуаций, вплоть до экстремальных, которые требуют от человека адекватных действий, методов. При этом возникают определенные противоречия, избираются способы их решения (снятия), достигаются успехи, несут потери. В профессиональной деятельности человек проявляет субъективные чувства, она размышляет, переживает, оценивает, стремится к новым результатам. В соответствующих этих отношений ситуациях многое повторяется, становится типичным, что и характеризует самостоятельность профессии, ее нравственные основы. Это, в свою очередь, ставит стали требования к поступкам людей, обусловливает специфику их поведения. Как только те или иные профессиональные отношения приобретают качественной устойчивости, начинают формироваться особые моральные установки, соответствующие характеру труда. Таким образом, возникает профессиональная мораль с ее основным элементом - нормой, которая отражает практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений как внутри профессиональной группы, так и во взаимоотношениях ее с обществом.

    Каждая эпоха накладывает на моральные профессиональные нормы существенный отпечаток, формирует свои морально-этические кодексы. Со временем профессиональная мораль становится относительно самостоятельной духовной реальностью, начинает по-своему "жить", превращается в объект осмысления, анализа, усвоения и воспроизведения, становится действенной побудительной силой для представителей соответствующих профессий.

    Этот процесс активно происходил еще в эпоху феодализма, когда в результате интенсивного разделения труда сформировались многочисленные профессиональные уставы, кодексы (ремесленников, судей, рыцарей, монахов и т. Д.). Сначала они выражали стремление представителей высших классов закрепить свои привилегии, а затем эта тенденция стала средством экономической защиты, формой общественного самоутверждения.

    В период Средневековья углубились социально-корпоративные разграничения, регламентирование нравственных отношений, отсталость моральных правил и предписаний. Эти тенденции особенно усилились при капитализме. Бурное развитие труда, сопровождающие их социальные противоречия вели к анархии производства, обострение конкуренции, социального пессимизма и индивидуализма, в свою очередь, способствовало образованию закрытых кланов, корпоративных групп и формированию присущей им нравственной атмосферы и соответствующих моральных представлений.

    Итак, развитие, изменение норм профессиональной морали сопровождают изменения в экономической, социально-политической, духовной сферах. Эти изменения отражают характер производственных отношений, формы организации общественного труда, уровень научно-технического прогресса и т. Д.

    Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в одном из основных сфер общественной жизни - трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной). Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного производства материальных и духовных ценностей. И от того, какими по своим моральным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, в очень большой степени зависит благополучие субъектов труда и общества.

    Под профессиональной этикой принято понимать исторически сложившуюся совокупность моральных предписаний, норм, кодексов, оценок, научных теорий об обязательном поведение представителя определенной профессии, его моральные качества, вытекающие из социальных функций и обусловлены спецификой трудовой деятельности 110.

    Профессиональная этика в сфере этического познания является конкретизацией общих этических норм, вызванная к жизни не только спецификой отношений профессиональных коллективов к обществу в целом, но и особенностью межличностных отношений в профессиональной деятельности. Наличие специфических отношений между людьми в профессиональных группах формирует особенность моральных норм, призванных регулировать эти отношения. При всей своеобразия целей и задач той или иной профессии, которые порождаются различными социальными условиями, в них есть и постоянные элементы, вытекающие из самой природы профессиональной деятельности.

    Общество рассматривает нравственные качества работника как один из основополагающих элементов профессиональной пригодности. Загальноморальни нормы должны быть по-особенному конкретизированы в его трудовой деятельности с учетом специфики труда, структуры нравственных отношений, присущих этому типу профессий.

    В современном обществе личностные качества индивида весьма показательно проявляются и в его деловых характеристиках, отношении к труду, уровне профессиональной пригодности. Все это определяет чрезвычайную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Настоящий профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты труда и др. Характер трудовой деятельности в постиндустриальном обществе объективно диктует не только неразрывное единство профессиональных и моральных качеств человека, но и предусматривает качественно новый уровень реализации последних.

    Проблематика этики профессиональных групп сводится к следующему кругу вопросов:

    1) моральный статус группы;

    2) профессионально типичные ситуации, требующие определенной позиции;

    3) нравственные обязанности и критерии их выполнения, вытекающих из этики;

    4) моральные кодексы, сформулированные в виде свода моральных ценностей и норм.

    Специфичность содержания профессиональной этики может быть выражена по-разному. Определяющую роль при этом играет общая мораль, предоставляет профессиональной особое качество и направленность. Профессиональная мораль, будучи функциональной, не может существовать сама по себе, вне общей моралью. При этом общее в профессиональной морали всегда будет персонифицироваться, переводиться на тональность профессионального звучания, чувствовать изменения в каждом конкретном виде деятельности, по-своему отражаясь в конкретной среде.

    В связи с тем, что сами профессии отличаются не только по объекту и объемом трудовых усилий, но и по целям воздействия, различают конкретные виды профессиональной морали и соответственно - профессиональной этики: этика политическая, юридическая, дипломатическая, медицинская, педагогическая, театральная, этика менеджера, ученого, журналиста и т. д.

    К представителям указанных и других людиномирного профессий общество предъявляет особенно повышенные требования, так как их деятельность связана с людьми. Важным признаком этих профессий есть возможность "вторжение" в духовный мир человека, влияние на ее судьбу, что и порождает особые, часто деликатные моральные коллизии. Все это образует сложную систему взаемоперехидних, взаимообусловленных нравственных отношений.

    Одновременно с профессиональными требованиями большое влияние на нравственное сознание и поведение людей обнаруживают их обязанности в обществе, социальной группе, коллективе, семье и других образованиях. Тесно сочетание нормативной и ненормативной морали достигается на добровольной основе, когда отношения между людьми складываются как практическая реализация идей, взглядов, принципов, оценок, содержащихся в морали как форме общественного сознания и в нормативных - программных, уставных и других требованиях общества. их одновременное формирование осуществляется на основе общественного и индивидуального бытия, специфические черты жизни и деятельности соответствующих профессиональных коллективов, групп, сообществ. Нравственные требования откладываются в сознании людей и с внешне действующего фактора перерастают в внутреннее нравственное убеждение, становясь мотивом и стимулом поведения как в профессиональной деятельности, так и в общественном месте и семьи. Внутриколлективные нравственные отношения

    Высшая форма практической морали в обществе, которая аккумулирует в себе перспективные изменения в нравственном прогрессе человечества.

    Свои задачи этика не может решать автономно, она широко опирается на теорию воспитания, педагогику, психологию, другие общественные науки, вместе с ними стимулирует этико-социологические направления в изучении человека. В комплексе научных исследований она выделяет нравственные аспекты взаимодействия личности и общества, способствует перевода нравственного идеала на язык конкретных воспитательных целей и задач. Важны не только положительный социально ценный результат деятельности человека, но и способы достижения цели, степень сознания и особенно благородство внутренних мотивов деятельности людей, их ценностные ориентации, установки. А отступление от моральных норм, их нарушение, моральная вседозволенность

    Все это приводит к деградации личности.

    Прикладную направленность в этике показательно раскрывается в профессиональной этике. Наряду с общими нравственными представлениями, характерными для каждого, в сфере профессиональной деятельности перед работником возникают вопросы о круге моральных, а не только служебных обязанностей, качеств, необходимых для их осуществления, типа общения с коллегами, с другими людьми. Речь идет о профессиональной этике определенного человека.

    Развитие профессиональной этики представляет собой диалектику общего и особенного. Для правильного ее понимания важные методология, методика этических исследований, в профессиональной этике приобретает свою специфику.

    Как и в классической этике, в профессиональной этике применяются общие и конкретные методы. Относительно общих, то они остаются неизменными и в профессиональной этике. А специфика трудовой деятельности накладывает свой отпечаток и это фиксируется и в процессе изучения профессиональной этики и раскрытия ее особенностей. Поэтому в данном случае стоит отметить значимость конкретных методов исследования.

    Специфические методы применяются главным образом для исследования конкретных моральных проблем, в том числе и профессиональной деятельности. Принципиальной особенностью является то, что они применяются на основе общей методологии и возникают реальным проявлением общего в конкретном, особенному.

    Особенно большое значение для исследования профессиональной этики имеют социологические методы исследования (анализ различных статистических материалов, личные беседы, опросы, анкетирование и т. Д.). Как и другие гуманитарные науки, социология обращается также и к математике, кибернетике, лингвистике, психологии и др. С помощью структурного подхода можно моделировать структуру морали, объяснить функциональные связи в ней.

    Философский же характер этики открывает ей возможность применения моральных оценок к различным социальных явлений и процессов, прежде всего, к трудовой деятельности. Но этическая мысль не скованная профессиональной узостью подхода к реальным проблемам. Обладая относительной самостоятельностью, она не только дедукуе по философии и других наук конкретные методы, а учитывает специфику собственного предмета, производит и применяет свой понятийный аппарат, который постоянно уточняется путем включения новых и измененных классических категорий, понятий и т. Д.

    Этика в диалектическом взаимодействии рассматривает этические категории, принципы, нормы, учитывает, что они отражают реальные нравственные отношения, богатство нравственной жизни общества. Качественное своеобразие объекта деятельности и характера отношений в каждой профессии (врач - больной, учитель - ученик, руководитель - подчиненный и др.), А также ее различные общественные функции порождают особые моральные профессиональные нормы, требования, оценки. Профессиональная этика не обязательно должна фиксировать все оттенки каждой профессии (различные справочники насчитывают тысячи наиболее распространенных специальностей). Этика может выражать моральные требования обязательного не одной, а групп профессий, общественные функции, задачи и назначение которых совпадают (врачи, инженеры, педагоги, руководители и т. Д.).

    В профессиональной этике формируется система конкретных моральных норм с сопутствующими им практическими правилами, обслуживающих ту или иную область человеческой деятельности.

    Эти нравственные нормы являются профессионально-этическими, потому что их возникновения и усвоение не определяются непосредственно какими институциональными условиями (образованием, служебным положением), а овладение ими обеспечивается главным образом культурой личности, ее воспитанностью, ее нравственным потенциалом.

    Содержанием профессиональной этики, "во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования этих кодексов, социально-Филосовская толкование культурно-гуманистического призвание данной профессии ".

    Профессиональная этика изучает:

    o отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в частности к обществу в целом, классов, слоев, их интересов;

    o нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают лучшее исполнение профессионального долга;

    o специфику моральных отношений специалистов и людей, являющихся непосредственными объектами их деятельности;

    o взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и те особые для данной профессии нравственные нормы, которые обнаруживают эти отношения;

    o профессиональной деятельности как нравственного черту личности;

    o особенности профессионального воспитания, его цели и методы. Обоснование морального аспекта взаимоотношений между людьми в

    процессе труда предусматривает:

    Определение цели трудовой деятельности и ее мотивации,

    Выбор нормативных установок и средств реализации поставленных целей,

    Оценку результатов труда, их общественно-нравственного смысла. Профессиональная мораль функционирует не только на уровне теоретических

    принципов и установок, но и повседневных представлений и в сфере практики поведения людей в различных видах трудовой деятельности.

    Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками моральных качеств человека. Они имеют первостепенное значение как в личностной оценке индивида, так и в оценке его как специалиста.

    Поскольку профессиональная этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, тех ситуаций, в которые могут попасть люди в процессе выполнения этих задач, то последние влияют на ее формирование. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. У них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной деятельности, прежде всего таких:

    o отношение к общественному труду;

    o к участникам трудового процесса и

    o нравственные отношения, возникающие в сфере непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

    Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет особенно высокие нравственные требования. Это такие виды деятельности, которые способны порождать особенно острые нравственные коллизии, которые в других видах деятельности возникают лишь эпизодически. Эти острые нравственные коллизии появляются там, где решаются вопросы жизни и смерти, здоровья, свободы и достоинства человека, где моральные качества специалиста приобретают решающее значение.

    Специфика трудовой морали тех профессиональных групп, объектом деятельности которых является духовный мир личности, заключается в наличии совокупности особых требований, дополнительных норм, регулирующих поведение членов названных профессиональных групп в их отношении к объекту труда и через него к обществу, а также отношения внутри этих профессиональных групп.

    В этих профессиях на основе общих принципов морали производятся своеобразные кодексы чести, профессионального поведения, которые наряду с загальноморальнимы правилам впитывают и весь опыт данного вида человеческой деятельности. Более того, в некоторых профессиях даже сама профессиональная способность специалиста во многом зависит от его моральных качеств. Это прежде всего касается труда учителя, врача, юриста.

    Определяя степень доверия к работнику, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков. Относительное противопоставление действия и поступка, отражает операционалистський и моральная сторона трудовой деятельности, для таких профессий нивелируется. Профессиональное одновременно выступает и как нравственное.

    Именно в этих сферах осуществляется непосредственный выход на человеческую личность и ее судьбу. Именно здесь особенно велика зависимость одного человека от другого. В основном именно в этих сферах индивид может оказаться (особенно в области медицины) почти в полной зависимости от знаний, умений, порядочности и ответственности другого индивида. Поэтому в указанных областях профессиональной деятельности возникает общественный феномен особой моральной ответственности, порождаемой ситуацией предельной остроты нравственной коллизии.

    Кроме традиционных профессий, требующих в силу своей специфики особого морального регулирования на уровне профессиональных моральных кодексов, в современном мире в связи с открытием новых информационных технологий, достижениями научно-технического прогресса, особенностями социального развития и функционированием социальных институтов появляется целый ряд профессий, в которых вызревает внутренняя потребность в определенных, проникнутых нравственным содержанием правилах. К таким относим и профессию социолога.

    Это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой степени согласованности действий ее участников, обостряя потребность в солидарной поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сферы услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания. Здесь речь идет не о фактическом уровень нравственности, а о повинность, которая, оставшись нереализованной, может каким-то образом помешать выполнению профессиональных функций.

    Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем остальных не подвергается предварительной регламентации, не вмещается в рамках служебных инструкций, технологических шаблонов. Она по своей сути является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп существенно усложняют моральные отношения и к ним добавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами их деятельности. Поскольку их деятельность означает вторжение во внутренний мир человека, то моральная ответственность приобретает здесь решающее значение.

    Вопрос 11 Этические принципы поведения специалиста по сервису в отношении к параметрам (имели в виду видимо - партнерам), клиентам, обществу и природе.

    Предмет: Профессиональная этика и этикет

    Источник: Методичка «Профессиональная этика и этикет» Л. М. Загорская

    Шифр 87.7 № 2460 П841

    План ответа:

      Что такое профессиональная этика – дать определение и определить ее особенности в сервисе. Функции проф. Этики.

      Нормы в ПЭ и проф. Мораль.

    3. Единство норм и принципов общей и профессиональной этики.

    4. Принципы ПЭ в сервисе.

    1. Профессиональная этика - это нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни - трудовой (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной и т. д.). Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством него к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, в конечном счете к обществу в целом.

    Профессиональная этика изучает:

    Отношение трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу, классу, государственным интересам;

    Нравственные качества личности специалиста, необходимые в данной профессии;

    Специфику нравственных отношений специалистов и людей;

    Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и нравственные нормы, которые выражают эти отношения;

    Профессиональную деятельность как нравственное качество личности;

    особенности профессионального воспитания, его цели и методы.

    Из всего вышеназванного следует, что профессиональная этика неразрывно связана с общей, универсальной этикой, она как бы вырастает из нее и, соединяясь с практикой, показывает, что все высшие моральные законы всегда относительны в реальном проявления и зависят от ряда факторов, главный из которых - это профессиональное разделение труда.

    Перечислим основные социальные функции профессиональной этики:

    1) содействие успешному решению задач профессии;

    2) роль посредника, сочетающего интересы общих и профессиональных групп населения;

    3) участие в согласовании интересов общества и личности в рамках данной социальной группы;

    4) сохранение моральных традиций, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий;

    5) осуществление связи и наследования прогрессивных моральных норм в трудовой сфере жизни общества.

    Применительно к сфере социально-культурного сервиса профессиональная этика специалистов, работающих в ней, представляет совокупность специфических требований и норм нравственности, реализующихся при выполнении ими профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов. Профессиональная этика преследует своей целью сформировать у работников понятие своего профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения как с клиентами, так и со своими коллегами .

    2. Норма в профессиональной этике - это главное, это первооснова высокого профессионализма. Соблюдение моральных норм, исторически сложившихся в рамках отдельного вида профессиональной деятельности, есть условие и требование времени.

    Совокупность норм создает целостное единство, которое называется профессиональной моралью. Возникнув исторически, профессиональная мораль стала определенной духовной реальностью, обладающей относительной самостоятельностью. Она начинает жить по собственным законам и превращается в объект осмысления, изучения, анализа, усвоения, становится силой, определяющий поведение представителей той или иной профессии.

    Профессиональная этика - это те специфические особенности нравственных норм профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его профессиональной и служебной деятельности. Для каждой профессии особое значение имеют те или иные профессиональные моральные нормы, складывающиеся исторически.

    Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе идеалов, которые выводят ее из-под давления конъюнктуры, ориентируют на непреходящее и высокое.

    Профессиональные моральные нормы отражают сушность нормативной этики.

    В чем ее суть? Проблематика нормативной этики охватывает такие вопросы, как: а) что именно является "хорошим" (добрым, должным, ведущим к счастью и т.д.)? б) какие именно ценностные ориентиры являются предпочтительными? в) в чем и как обосновать определенные ценностные ориентиры? г) как себя вести в ситуациях определенного типа? И т.д.

    В структуру (состав) нормативной этики входят: а) набор (или система) определенных ценностных положений (принципов, норм, оценок), б) набор (или система) доводов, аргументов в защиту данных ценностных положений, в) философская (или религиозная, или научная) картина мира и человека как основание для такого рода аргументации.

    3. Единство норм и принципов общей и профессиональной этики.

    Не существует моральной практики без морального сознания, не существует отдельно принципов профессиональной этики и этики общечеловеческой. Общая и профессиональная этика связаны как целое и часть, т. е. профессиональная этика является конкретизацией положений общей этики в сфере профессиональной деятельности. Например, один из основных законов морали - так называемое «золотое правило нравственности» - формулируется как правило взаимности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Если мы обратимся к конкретному виду профессиональной деятельности, например, сфере сервиса, то в отношении к клиенту это правило будет звучать так: «Относись к клиенту так, как ты хотел бы, чтобы сотрудник фирмы относился к тебе». Переформулируйте его для партнеров, обществу.

    Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, «поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон».

    Таким образом, многие принципы этики направлены прежде всего на координацию и гармонизацию интересов всех сторон.

    В профессиональную деятельность человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок, со своим мировоззрением. Все это он привносит в свою деятельность, накладывая на нее свой особый индивидуальный отпечаток. Одни и те же профессиональные обязанности выполняются разными людьми по-разному. В этом можно видеть очень важную закономерность - слияние норм общей (универсальной) и профессиональной этики в индивидуально-субъективной практике. Задача профессионала высокого уровня состоит в том, чтобы гармонично сочетать свои личные моральные ценности с ценностями, принятыми за норму в профессиональном кругу. Не должно быть конфликта между двумя мирами.

    Среди многообразных ситуаций в профессиональных отношениях выделяются наиболее типичные, которые и характеризуют относительно стабильную социально-нравственную атмосферу в организации. А это в свою очередь обусловливает специфику поступков людей, своеобразие их поведения.

    Рассмотрим типичную ситуацию, часто возникающую в сфере гостеприимства. Работники (чаще - женщины) отдела приема гостей в отеле заняты оживленным интересным разговором об общих знакомых, с которыми совместно провели воскресный отдых. Входит вновь прибывший гость, но женщины не обращают на него внимания, продолжая свой разговор или с неохотой поворачиваются к клиенту, как бы осуждая его за то, что он помешал интересному разговору.

    Вопрос:Какие нормы общей и профессиональной этики и этикета нарушены работниками отеля в данной ситуации?

    Этот пример как нельзя лучше иллюстрирует состояние дел в сфере сервиса и представляет важную проблему, которую нужно решить при профессиональной подготовке работников сервиса. На этом примере можно проследить формирование особых нравственных установок, соответствующих характеру профессии и требующих от специалиста соблюдения определенных для данной профессии норм этики и этикета.

    Главной общей чертой, объединяющей виды профессиональной этики, в рамках которых специалисты имеют дело с человеком, обратившимся к ним с целью удовлетворения своих потребностей, является то, что они все должны обязательно следовать принципам гуманистической этики. Главным объектом профессиональной деятельности в СКС и туризме является клиент с его индивидуальными потребностями и запросами.

      Принципы ПЭ в сервисе.

    Профессиональная этика в сфере сервиса предполагает выполнение определенных этических принципов, которые обусловлены необходимостью нести в процессе профессиональной деятельности дополнительную ответственность, связанную с профессиональными обязанностями.

    Принципы – это «…абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему либо». Сотрудник организации сервиса должен в своей работе придерживаться следующих принципов:

      Принцип беспристрастности в отношении клиента и стремления к объективности при принятии различных решений.

      Принцип ориентированности на клиента, заботы о нем.

      Принцип точного исполнения профессиональных обязанностей.

      Принцип проявления уважения к своей профессии и к людям, с которыми приходится вступать в контакт при выполнении профессиональных обязанностей.

      Принцип стремления к совершенствованию своей профессиональной деятельности.

      Принцип конфиденциальности, неразглашения личной информации, полученной в процессе профессиональной деятельности.

      Принцип избегания потенциальных и явных конфликтов между сотрудниками, с руководством и в особенности с клиентом.

    Эти нормы профессиональной этики помогают успешному решению задач профессии. В профессиональной этике осуществляется баланс между интересами общества, которые выступают в качестве требования необходимого выполнения общественных задач и целей, и интересами представителей определенной профессии. С помощью профессиональной этики происходит преемственность этических норм от одного поколения специалистов к другому, приспособление нравственной составляющей профессии к моральным требованиям общества.

    Исходя из этого, в профессиональной этике важно не только конкретное поведение специалиста, но и уровень развития его морального сознания и практика его отношений с разными людьми. Поскольку в сервисе все строится на отношениях с людьми, то последнее будет особенно актуальным. Главное – это те принципы, которыми руководствуется профессионал, строя свои отношения с клиентами, сослуживцами, как он относится к обществу в целом и природе, которая его окружает. Основной принцип – это уважение другой стороны. Еще один из основных принципов – это принцип доверия, который предполагает, что специалист ведет обслуживание на основе авансирования доверием, т.е. заранее ориентируется на положительные качества своего клиента. Кроме того, к актуальным принципам в СКС относятся: принцип лояльности, толерантности, объективности, уважительного отношения и моральной ответственности, которые сегодня еще недостаточно развиты у работников сферы сервиса.

    Любой из этих принципов можете проиллюстрировать по отношению к разным категориям субъектов примером из сферы туризма, гостиничного обслуживания или культурного сервиса.

    Профессиональная этика - это совокупность нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность человека в коллективе. Данное понятие применимо ко всем без исключения видам трудовой деятельности человека. Без знания нравственных составляющих профессии специалист не сможет в полном объеме реализовать поставленные перед ним задачи. Многие проблемы нашей современности связаны именно с таким незнанием. Часто обычное деловое общение вместо лаконичности своего содержания и логичности представляет собой нагромождение пустых, ничего не значащих фраз. Это мешает партнерам по бизнесу понять друг друга и увеличивает временные затраты. Дело в отсутствии специальной психологической и нравственной подготовки. Этим грешат не только молодые сотрудники, но и люди зрелого возраста.

    «Профессиональная этика - гуманитарная дисциплина, имеющая своей целью формирование социальной и нравственной ориентации специалистов в различных видах материального и духовного производства <...> Если общая этическая теория вырабатывает объективно-необходимые нормы, установки, принципы в отношениях между людьми, распространяя их на всю систему общественных отношений, то профессиональная этика конкретизирует эти универсальные и всеобщие нормы применительно к различным видам труда, регулирует общественные отношения в главной сфере бытия человека - трудовой деятельности <...> Основой для выделения профессиональной этики в один из самостоятельных разделов <...> является понятие профессии, обозначающее род занятий или вид трудовой деятельности человека, совокупность знаний, умений и трудовых навыков работника в определенной сфере труда» .

    Профессиональная этика включает в себя такие важные доминанты, как профессиональный долг и профессиональная ответственность. Они все чаще звучат в выступлениях современных общественных деятелей, политиков, ученых и т.д. Эти категории этики неразрывно связаны между собой: профессиональный долг - честное и безукоризненное выполнение своих служебных обязанностей специалистом; профессиональная ответственность - серьезное отношение к порученному делу, осознание значимости собственной личности в жизни коллектива и общества. Например, впервые представления о профессиональном долге полицейского в России были сформулированы в «Уставе Благочиния» (1782 г.) с учетом таких добродетелей, как здравый рассудок, беспорочность поведения, человеколюбие, честность и бескорыстие .

    Говоря о профессиональной ответственности, также не стоит забывать об общечеловеческих стандартах поведения - чуткости, отзывчивости. «Кто из вас очерствел, чье сердце уже не может чутко и внимательно относиться к терпящим заключение, то уходите из этого учреждения (из ЧК - прим. авт). Тут больше, чем где бы то ни было, надо иметь доброе и чуткое к страданиям других сердце», - говорил Феликс Эдмундович Дзержинский (1877-1926), советский государственный и партийный деятель, председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР (1917-1922).

    Профессиональный долг и профессиональная ответственность определяют не только такие традиционные сферы человеческого сообщества, как медицина, школа, охрана правопорядка, но и, например, сферу бизнеса и деловых отношений. Генри Форд (1863-1947), американский изобретатель, инженер, основатель всемирно известной автомобильной империи, считал, что сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе . Г. Форд, владелец крупнейшей автомобильной фирмы США, следил за всем, что происходило на его предприятии. Он мог уволить рабочего, изменившего жене, или служащего, замеченного в пьянстве. В 1914 г. он потряс промышленный мир, подняв минимальное жалование до пяти долларов - огромная сумма для того времени, почти в 2 раза больше средней заработной платы, которая существовала раньше . Таким образом, рабочие Г. Форда из бедняков превратились в средний класс.

    История сохранила для нас мудрые афоризмы, цитаты, высказывания Г.Фонда. Вот некоторые из них:

    • Бизнес, который не производит ничего, кроме денег, - пустой бизнес.
    • Кто действительно работает, тот не нуждается в титулах. Его работа является для него достаточной честью.
    • Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм - это основа любого прогресса.
    • Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую - ту, которая ведет через труд.
    • Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни.
    • Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения.
    • Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадет у него этот хлеб, он крадет у него больше чем хлеб, крадет священное человеческое право. Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать . Счастье и благосостояние зарабатываются лишь честным трудом, - считал Г. Форд.

    Профессиональный долг и профессиональная ответственность, по Форду, должны соответствовать «человеческим стандартам качества». Моральный облик сотрудника его компании включал бережливость, умение экономно вести хозяйство, необходимость изучения английского языка рабочими-иммигрантами, трезвый образ жизни, отсутствие вредных привычек и т.д.

    Важным понятием профессиональной этики является деловой этикет , который включает в себя манеру поведения людей на рабочем месте, их внешний вид, грамотно построенную речь. Этикет делового человека можно видеть в таких качествах, как профессионализм, пунктуальность, вежливость, желание отстаивать интересы своей фирмы (коллектива) и при этом умение признавать ошибки и недостатки. Недопустимым с точки зрения делового этикета является следующее: начальнику не стоит хвалить подчиненного перед его коллегами и одновременно разбирать недостатки последних. Еще одной распространенной ошибкой некоторых современных российских управленцев являются грубый тон в разговоре с подчиненными, крик, оскорбление. Надо понимать, что если человек ниже по званию, то это не значит, что у него нет чести и достоинства. Это может посеять вражду между членами трудового коллектива. Не афишируйте физические изъяны Вашего партнера, оппонента, сослуживца. Грубейшим нарушением становится несоблюдение времени деловой встречи. Как говорится, «точность - вежливость королей». Если Вы опаздываете, то следует заранее предупредить ожидающую Вас сторону: нужно, не боясь вызвать раздражение у ожидающих Вас людей (партнеров по бизнесу), сообщить им о том, что Вы не сможете прибыть в назначенное время. Обязательно кратко расскажите о причине неявки и времени Вашего следующего телефонного звонка. Еще раз извинитесь и поблагодарите за внимание и снисхождение к Вам.

    Одним из понятий профессиональной этики является корпоративная культура. Это ценности и убеждения, разделяемые всеми сотрудниками фирмы, которые предопределяют их поведение, взаимоотношения друг с другом и с руководителем, а в целом, и характер всей жизнедеятельности фирмы. Без соблюдения корпоративной культуры и этики служебных отношений компания вряд ли сможет преуспеть в бизнесе.

    Сегодня в России идет процесс формирования ценностей корпоративной культуры. Исследователи данной области говорят о необходимости решения следующих проблем.

    • 1. Формирование производственных организаций как постэкономических корпораций, являющихся не только формальной (узкоэкономической) структурой для получения прибыли, но и сообществом связанных с ней людей (предпринимателей, работодателей, работников, акционеров, общественности) с их межличностными отношениями и индивидуальным миром. В силу этого усиливается зависимость компании от ее работников, взаимная заинтересованность, преодолевающие отчуждение между управляющими (меритократия) и управляемыми, классовую эксплуатацию и позволяющие персоналу обретать все больше свободы в самореализации в пределах трудового процесса.
    • 2. Увеличение заинтересованности, мотивации и стимулирования к эффективному труду через развитие различных форм «соучастия» наемных работников в производственно-управленческих процессах. Особо необходимо отметить, что решение вопросов «соучастия» предусматривает реализацию принципа: работая на увеличение богатства корпорации (страны, общества), люди-работники сами должны жить богаче на основе высокой зарплаты, дохода и т.п. Поэтому корпорация должна обогащать тех, кто с нею связан, а работающие в ней получать удовольствие от своего дела.
    • 3. Превращение наемного работника в сохозяина своего производства на основе акционирования, системы мотивирования, когда он попадает в прямую зависимость от результатов своего труда, качества продукции и роста прибыли производственной деятельности: работа «для себя», а не «для дяди»...
    • 4. Предоставление производственным подразделениям определенной автономности, локальной самостоятельности: делегирования полномочий на возможно более низкий уровень организационной иерархии... В результате в современной корпорации персонал обладает достаточной свободой участия в управленческом процессе. При этом, чтобы у управляемых (подчиненных) возникало желание активно участвовать в управленческих процессах, они должны быть уверены, что их положение и роль в корпорации не подвергнутся нежелательному изменению из-за их высказывания (или образа мыслей).
    • 5. Возникновение нового типа организации ассоциативного типа деятельности - команды, разделяющей кодекс (соглашения, нормы, правила) поведения ее членов. Она предстает как форма взаимодействия, коллективного действия творческих личностей, обеспечивающая мотивационные ориентации, этические ценности, лежащие в основе единства, взаимного доверия между членами команды (в единении сила).
    • 6. Повышение творческого потенциала работников и их социальной мобильности в обеспечении рыночного успеха: совершенствование персонала как одна из корпоративных целей руководства.
    • 7. Новое измерение «культуры качества» на основе всеобщего менеджмента качества, связанного с активизацией человеческого ресурса, улучшением качеств трудовой жизни, снижением издержек, уменьшением непроизводительных затрат времени, повышением производительности организации. Комплексно она позволяет сочетать высокое качество и безопасность продукции (услуг) с ее массовым выпуском и дешевизной (цена и качество).
    • 8. Целенаправленное формирование фирменного стиля, являющегося комплексом вербальных (текстовых, языковых) и визуальных (зрительных) компонентов, служащих для идентификации, создания устойчивого, управляемого корпоративного имиджа (образ, типаж) организации, ее персонала, рабочих операций и брэнда продукции (услуг) в массовом сознании. Единый стиль становится сутью фирмы и служит упрочению репутации в конкурентной борьбе. В общем смысле формирование корпоративной культуры содержательно включает в себе миссию корпорации, корпоративный дух, фирменный стиль, социальное партнерство, комфортные условия труда, культуру качества, кадровую политику удержания работников, возможность их роста и раскрытия профессионального потенциала и др.

    Элементами корпоративной культуры являются деловой облик сотрудников предприятия, специфика общения, товарный знак, дизайн помещения и др. Каждый работник несет информацию о фирме во внешний мир, т.е. создает образ фирмы. Укрепление позитивного имиджа связано с четким соблюдением обязательств как по отношению к партнерам, так и внутри коллектива (корпоративная ответственность).

    Факторы преданности, сплоченности, монолитности сознания людей создают особый корпоративный дух (корпоративную религию). Обладая им, организация имеет шансы добиться господствующего положения в экономическом пространстве, завоевать доверие со стороны ряда социальных институтов.

    Нужно подчеркнуть, что корпоративная культура не только регламентирует поведение человека, но и создает методику исследования и преодоления критических ситуаций. Общие ценности и убеждения позволяют сплотить в единое целое разных по возрасту, полу, национальности людей. Каждая компания имеет свое представление о корпоративной культуре. Это и специфика стиля руководства (авторитарный или демократический); степень умения сотрудников учитывать и анализировать мнения друг друга (диалогизм или конфронтация); направление мышления людей, которое исходит из перспективы, а не сиюминутных обстоятельств. Но есть общие моменты, образующие корпоративную культуру:

    • гуманизм;
    • профессионализм;
    • ориентация на прибыль и качество товаров (услуг).

    Гуманизм - человечное, доброжелательное отношение к клиенту,

    потребителю услуг. Профессионализм - полное соответствие требованиям данного производства, конкретной области труда, соблюдение техники безопасности. Ориентация на прибыль и качество товаров (услуг) - представляет собой синтез экономической составляющей бизнеса и его социальной ориентации, связанной с достижением удобства, комфорта, минимизацией временных затрат.

    Непонимание указанных приоритетов приводит к отставанию в культурном развитии, потере престижа фирмы, общему краху предприятия.

    Далее нам хотелось бы рассмотреть профессиональную этику применительно к некоторым отраслям трудовой деятельности человека. Конечно, в объеме данного параграфа невозможно рассказать обо всем. Некоторые сферы деловых отношений, наиболее часто попадающие сегодня в поле зрения СМИ и общественности, требуют отдельного фундаментального исследования. В частности, речь идет о профессиональной этике работников правоохранительных органов и армии. Эта тема сегодня особенно злободневна и пока недостаточно научно разработана. Можно вспомнить следующие труды, относящиеся к функционированию силовых ведомств: «Этика сотрудников правоохранительных органов» (учебник под ред. Г.В. Дубова), «Юридическая этика» (учебник для вузов А.С. Кобли- кова), «Твоя профессиональная этика» В.М. Кукушина (в серии «Библиотечка работника милиции»). Однако все они написаны на рубеже конца XX и самого начала XXI в. Но нынешнее, безусловно, кризисное состояние правоохранительной системы требует новых подходов к осмыслению причин этого и формулирования конкретных предложений по оптимизации имиджа работников ОВД, сотрудников МЧС, службы исполнения наказаний, прокуратуры и др. Понимая многоаспектность указанной отрасли профессиональных отношений, авторы данного учебного пособия считают, что эта тема - предмет специального научного труда. Не затрагивая характеристики правовой этики, мы предлагаем обзор нравственных принципов некоторых отраслей народного хозяйства.